Наибольшее распространение роспись получила в XIX веке. Главными персонажами мезенского декора стали красные кони и олени, уточки, гуси, ёлки и мифологическое дерево жизни.
Одним из преимуществ этой вазы, является её размер, более одного метра. Выкручена из красной глины с использованием гончарного круга, симметричная правильная форма. Сложная гончарная работа, требующая высокого мастерства. Покрыта снаружи дополнительным слоем белого ангоба, который будет служить фоном для росписи.
Уникальность и новизна идеи в том, чтобы перенести мезенскую роспись на керамичексий сосуд. Так как своими корнями роспись уходит в далекие времена, и являлась украшением деревянной прялки. В России же прялки были предметом особого искусства, очень разнообразные и нарядные.
Высокий размер вазы, позволил подойти к выбору рисунка более обстоятельно. И расположить его так, как бы он выглядел на прялочке с соблюдением всех канонов. Изображение как бы «миров в разрезе»: небесного, земного и подземного.
В верхнем небесном фризе, расположена ярусная ленточная роспись. Есть бёрдо- композиция в прямоугольнике, окруженная «уточками».
В среднем земном ярусе, по окружности расположено 4 независимых рисунка. Что позволяет поворачивать вазу и каждый раз она будет радовать своей новизной.
Сюжеты:
– Катание на санях
– Охота на тетерева
– Дама и кавалер на прогулке
– Дружеский поединок
Подземный мир, представлен фризовой росписью, куда проникают корни растений, подземные воды и соки земли.
Роспись сложна в исполнении, требует высокой концентрации и нет права на ошибку, уже не сотрешь. По времени роспись этой вазы заняла 6 дней. Использовались натуральные кисти с мягким ворсом, ангобы. Особенность состоит в том, что нанесение рисунка производится по сырому изделию и остаются риски в том, как пройдет сушка и обжиг.
Мезенская роспись не утратила своей мощной силы, и позволяет человеку видеть взаимосвязь с природой, чувствовать первобытную тайну, которую так и хочется разгадать.
Обжиг проводился в два этапа.
Первый утильный, температура обжига 950гр. Второй обжиг глазурный, ваза покрывалась прозрачной глазурью и обжигалась на максимальной температуре 1160 градусов.