Ваза сформирована из местной Дальневосточной глины с добавлением шамота, мелких дробленных камушков. Такой состав глины позволяет формировать высокую вазу, имеющую прочный “скелет”. Самобытность керамического сосуда во многом зависит от формы изделия. Для придания древности, лепим вазу самым примитивным способом. Жгутовой техникой, без гончарного круга, так как это бы делал мастер в далекие времена. Вот и получается такой живой силуэт, отсутствие выверенной симметрии, свобода данная материалу самовыражаться.
Следующий этап нанесение орнамента. Готовимся к этому процессу заранее. Для того чтобы погрузиться и понять тему, идем в библиотеку в краеведческий отдел Дальнего Востока. Там свои запахи старых бумажных книг, наполненных историями жизни. И глядя на одну из картинок, понимаешь, это она! Именно она, должна появиться на керамике. Так произошло и с вазой «Амири». Увидев женский нанайский халат из рыбьей кожи, так умело расшитый амурскими мастерами, не оставалось никаких сомнений, чтобы воспроизвести его узоры на глине.
Пока ваза находится ещё в коже-твердовом состоянии, то есть, уже не мягкая, но и не высушенная, начинается творческий процесс. Специальным инструментом с металлической петлей на конце выбирается глина, бороздки заворачиваются спиралью, и уже начинают оживать звери и птицы, образы будущей композиции.
Сушка очень важный этап! Ваза уже сформирована и орнамент нанесен. Проделана большая работа. И важно избежать всевозможных рисков. А они есть всегда. Особенно, это касается таких крупных изделий. Поэтому вазу переносим в сушильную камеру, отдельное помещение с контролируемой влажностью воздуха, где она в течении трех недель плавно высыхает и готовиться к обжигу.
Финальная и самая интригующая часть керамического пути изделия. Ваза погружается в муфельную печь и находится там более суток. Медленно поднимается температура вверх, чтоб достичь максимального показателя в 1170 градусов. Там в печи происходят необратимые процессы в глине, и она превращается в твердую керамику. Придание древности сосудам, это уже секреты мастера-керамиста. У каждого есть свои ходы. Мы подкидываем в печь немного хвойных дровишек, чтобы получились опалы огня и налет старины. Открытие крышки муфельной печи, долгожданный момент. Происходит истинное рождение керамического изделия, где процесс обжига вносит свои коррективы и является соавтором.
– первые чувства и слова, когда мы увидели вазу “Амири”.
Слово “нанай” растолковывается как “на” — земля, “най” — человек, человек земли. В прошлом нанайцы были известны в литературе на русском и других европейских языках как гольды.
Орнамент нанайцев имеет долгую историю развития, его истоки уходят в эпоху неолита.
Многие века орнамент для нанайцев служил не столько декоративным средством, сколько древней знаковой системой, концентрирующей в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе.
Основу же амурского орнаментального искусства составляют спирально-ленточные мотивы и зооморфные образы. Изображение зверей, птиц, рыб вплетены в основную канву спирально-ленточных узоров столь искусно, что вычленить их из общей композиции невозможно. Почти всегда они стилизованы, но при этом сохраняют характерные движения, позы и характеры животных, зафиксированные тонкой наблюдательностью художника – исконного лесного жителя – охотника и рыболова.
Большой интерес представляет праздничный халат из кожи рыб «амири», который входил в комплект свадебного костюма.
Полосы орнамента халата «амири», закрывающие все швы и крайние срезы изделия, замыкают одежду, делают ее непроницаемой для злых духов, создают особый микромир, коим и является традиционный костюм каждого этноса.
К свадебному обряду готовились заранее. Свое приданное девушка вместе с матерью или бабушкой начинала шить сразу, как только усваивала уроки вышивки. Множество узоров, вышитых на кусочках ткани, складывалось в берестяные коробочки. Халатов, в которые невеста облачалась в день свадьбы, должно было быть не менее пяти, и надевались они один на другой. Верхний свадебный халат орнаментировался особенно богато.
Информация взята из книги А.С. Киле. Искусство нанайцев: вышивка, орнамент. Традиции и новации.